Цементу не хватает твердости

Цементу не хватает твердости

Итоги отгрузки цемента на сети РЖД за 10 месяцев текущего года, мягко говоря, разноплановы: невзирая на осязаемый рост в сопоставлении с аналогичным периодом 2010-го, наиблежайшие перспективы в данном секторе жд перевозок смотрятся довольно пессимистично.

К концу октября на сети было отгружено порядка 30 млн т – на 1,3 млн т выше показателя аналогичного периода 2010-го. Более того, темпы роста перевозок цемента с начала года (+4,2%) практически в полтора раза превосходят общесетевой показатель (+2,9%), что тоже, на 1-ый взор, гласит о благополучной ситуации в данном секторе. Куда меньше поводов для оптимизма дает анализ помесячных объемов отгрузки цемента. Так, после бурного старта в январе (1,3 млн т, +30% к уровню 2010 г.) в предстоящем в каждом месяце наблюдалось понижение объемов. Как итог – показатель июня был практически таким же, как и год назад (в месяц было погружено 3,7 млн т, +2,8% к июню 2010 г.). А с июля по октябрь месячные объемы погрузки цемента были размеренно ниже, чем надлежащие прошлогодние характеристики. Если тенденция не поменяется, то можно представить, что по итогам года цемент дотянет только до уровня 2010-го. Пока темпы, с которыми жд перевозки этой номенклатуры восстанавливаются после августовского проседания, оставляют вожделеть наилучшего. Ситуация в сентябре (-1,3%) и октябре (-0,9%) указывает: надеждам на то, что положение поменяется с окончанием летних ремонтных работ и сокращением количества пассажирских поездов, не судьба было реализоваться. Так почему при настолько хороших стартовых критериях сезон вышел плохим?

1-ая причина, которая лежит на поверхности, – нехватка вагонов, и сначала спец подвижного состава. Если сначала 2010-го общий парк насчитывал порядка 29 тыс. хоппер-цементовозов, то к началу текущего года их количество сократилось, по различным оценкам, до 22–23 тыс. ед. Даже с учетом полумифических 4 тыс. хопперов, принадлежащих забугорным собственникам, которые пришли на сеть РЖД в критериях ажиотажного спроса, недостаток подвижного состава, как говорится, налицо. Вобщем, некие аналитики считают, что имеющегося парка хопперов довольно, чтоб обеспечить перевозку до 3,7 млн т каждый месяц, но в текущем году характеристики цемента только в один прекрасный момент приблизились к этой отметке.

Совместно с тем практика указывает, что отыскать вагон – это полдела. «Погрузочное оборудование на цементных заводах, обычно, относится еще к русским временам и просит модернизации, – констатирует генеральный директор ГК «Донтехком» (официального представителя завода «Мордовцемент») Ира Государская. – Устаревшее оборудование на большинстве заводов – одна из обстоятельств низкой пропускной возможности транспортной инфраструктуры. На заводах по производству стройматериалов и у организаций, получающих цемент по стальной дороге, похожая ситуация с разгрузочным оборудованием: большая часть из их нуждаются в модернизации технической базы». Соответственно, продолжительность погрузочно-разгрузочных работ не только лишь наращивает цена вербования подвижного состава для грузовладельцев, да и понижает привлекательность использования для доставки цемента даже спец подвижного состава. Логично, что, к примеру, весной до 60% хоппер-цементовозов были задействованы на перевозках других номенклатур грузов.

Существует и еще одна особенность, снижающая заинтригованность операторов в перевозках цемента. «В отличие от угля либо руды, низкую цена перевозки которых компенсируют объемы и возможность проведения сдвоенных операций, потенциал организации маршрутных отправок цемента довольно ограничен, – отмечает аналитик компании World Communication Agency Станислав Бандеров. – Даже большие строй компании не имеют таких объемов употребления, а в критериях понижения эластичности спроса на строй услуги часто просто не могут для себя позволить отвлечение суровых денежных ресурсов на формирование товарных запасов». В конечном итоге цемент обладает сейчас целым набором антистимулов для перевозки по стальной дороге: низкодоходный, малотехнологичный груз, обычно с повагонной отправкой.

Какое решение в этой сложный ситуации отыскали грузовладельцы и грузополучатели, додуматься нетрудно. Цемент стали возить автотранспортом. Производители перебежали на схему самовывоза, потребители использовали все способности для получения желанного продукта. По оценкам профессионалов, среднее плечо перевозки цемента автомобилями с середины весны этого года подросло на 35–40%. При всем этом если ранее пределом рентабельности для доставки таким методом числилось расстояние в 900–1000 км, то к концу лета и 1500 км уже никого не стращали.

Но переключение не сумело полностью понизить остроту трудности. Недопоставки цемента потребителям вызвали недостаток продукции на стройплощадках, спровоцировав тем ажиотажный спрос. В апреле кривая цены тонны цемента резко устремилась ввысь. Только в конце августа темпы роста несколько снизились. Все же к концу октября средняя стоимость производителя без НДС впритирку приблизилась к отметке 3 тыс. руб. (годом ранее тонна цемента стоила около 2,3 тыс. руб.).

Из анализа производственных программ и презентованных проектов следует, что в 2012-м докризисный уровень выпуска будет перекрыт. Меж тем адекватного роста вагонного парка не происходит. Это значит, что в будущем году мы рискуем столкнуться с повторением пройденного. А вербование для доставки цемента универсального подвижного состава чревато ростом длительности времени погрузки-выгрузки. Вобщем, по воззрению И. Государской, имеющегося количества подвижного состава для перевозки цемента может быть довольно – при условии введения централизованного оперирования вагонами. «В истинное время из-за рассредотачивания вагонов меж огромным количеством собственников значительно возросло число порожних рейсов, – отмечает она. – Это понижает доступность вагонов для транспортировки цемента на значимые расстояния. А конкретно такие далекие перевозки на данный момент нужны в критериях недостатка цемента в регионах Юга и Центральной России».

Может быть, консолидация парка под управлением ОАО «РЖД» как раз и будет содействовать решению данной задачки.

Похожие записи:

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.

Написать комментарий